Цель преподавания дисциплины предполагает изучение одной из малоизученных тем региональной истории, усвоение этапов исторического развития территории в эпоху средневековья, ознакомление с письменными и археологическими данными, освещение вопросов границ вышеупомянутых княжеств и русских земель в целом. Задачи изучения дисциплины заключаются в формировании научного мышления, а такыже подготовку учителей - исследователей.
- Преподаватель: Николай Тропин
- Преподаватель: Роман Тихонов
Данное учебное пособие предназначено для углублённого изучения истории и культуры Бактрии – одного из древних государств Среднего Востока. Изучению Бактрии посвящены сотни публикаций отечественных и зарубежных исследователей, однако информация, содержащаяся в них, быстро устаревает благодаря интенсивно накапливающимся археологическим материалам. Это же касается и учебников «История древнего Востока». Поэтому главной задачей данного пособия является ознакомление студентов с историей и культурой страны с использованием новейших данных археологии. Привлекаемые археологические материалы датируются в пределах огромного по протяжённости отрезка времени – от нижнего палеолита до V в. н. э. Вплетаемые в исторический контекст, они служат прекрасным дополнением к имеющимся памятникам письменности и письменным источникам.
- Преподаватель: Николай Тропин
- Преподаватель: Роман Тихонов
- Преподаватель: Роман Тихонов
Источниковедение – историческая наука, изучающая письменные источники с целью познания объективной реальности. Среди разнообразия источников – письменные, вещественные, эпиграфические, нумизматические и др. – именно, письменные источники являются предметом исследования.
Как наука, источниковедение возникло в конце XIX в. Ее основателем принято считать А.С. Лаппо-Данилевского (1863-1918), написавшего книгу «Методология истории». В ней историком был подробно описан исследовательский метод науки – метод анализа и синтеза.
Среди выдающихся его современников следует назвать филолога А.А. Шахматова (1864-1920), исследовавшего Повесть временных лет; А.Е. Преснякова, Л.П. Карсавина. В числе младших современников - С.Ф. Платонова, М.К. Любавского.
К числу крупнейших источниковедов XX в. отнесем С.Н. Валка, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, Б.Г. Литвака, С.О. Шмидта и др.
Основным исследовательским методом в науке является метод анализа и синтеза. Анализ источника предполагает изучение содержания текста, характер материала, на котором он написан, выяснение авторства и его взглядов к описываемым событиям. Синтез источника предполагает выяснения причин появления конкретного источника, выявление взаимосвязи между историческими событиями и документом. Синтез также связан со сравнительным анализом конкретного источника с другими документами.
Письменные источники делятся на три хронологические группы: 1) XI-XVII вв.; 2) XVIII-начало XX вв.; 3) источники советского периода (1917-1991 гг.). У каждой группы источников имеются особенности.
- Преподаватель: Николай Тропин
Дисциплина " Методика обучения истории" для направления подготовки 46.03. 01 История (уровень бакалавриата) реализует cледующие компетенции ФГОС ВО 46.03.01 История: ПК -11: способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организации
Курс: 3
Семестр: 5,6
Зачет: 5,6
Самостоятельная работа: 7,27
Всего часов: 108
Трудоемкость: 3 зачетных единицы
Дисциплина "Методика обучения истории" предназначена для формирования у студентов представления о методике преподавания истории как педагогической наукой, знакомство с методами педагогического исследования, основными факторами процесса обучения истории в школе. По окончании изучения данной дисциплины студенты проходят педагогическую практику в школах в качестве учителя истории.
Предлагаемый курс призван решить следующие задачи:
- рассмотреть важнейшие этапы становления методики преподавания истории в нашей стране и за рубежом, выявить специфику методических концепций и подходов к преподаванию на различных этапах;
- познакомить студентов с новейшими достижениями методики обучения истории, применением современных образовательных технологий, тенденциями развития исторического образования, как в нашей стране, так и за рубежом;
- имеет представление о процессе обучения, о формах, методах, средствах преподавания истории, учитывает познавательные возможности учащихся, их возраст, уровень знаний, навыков, умений;
- предвидеть результаты обучения при правильном соотношении поставленных целей и достигнутого уровня их реализации;
- изучить проблемы современного школьного учебника и учебно-методической литературы, раскрыть содержание альтернативных учебников, показать приемы работы с источниками знаний на уроках истории и обществознания, возможности их использования для дифференциации образовательного процесса;
- изучить инновационные модели обучения истории: исследовательскому и дискуссионному подходам в обучении, дидактическим играм;
- исследовать вопросы развития интереса учеников к предмету, выявить различные пути формирования мотивации школьников к обучению истории и обществознанию;
- ознакомить с различными вариантами планирования основных и модульных курсов, научить устанавливать межпредметные, внутрикурсовые и внутрипредметные связи, использовать их для решения образовательных, воспитательных и развивающих целей;
- развитие умения формирования ценностных ориентаций и убеждений у учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
- Преподаватель: Ольга Котлярова
Данный курс направлен на комплексное изучение археологии Бактрии эллинистической эпохи.
- Преподаватель: Роман Тихонов
Данный курс направлен на изучение основных эллинистических памятников Средней Азии.
- Преподаватель: Роман Тихонов